В этом году фан-движение «Сатурна» отмечает 25-летие. Легендарная песня You'll never walk alone - это и про «Сатурн», чьи знакомые всем черно-синие цвета - тоже идея болельщиков.
О том, как все начиналось, перед первым выездом-2012 вспомнил один из ветеранов и основателей фан-движения Андрей Егорышев.
- В начале 1987 года было принято решение о старте нового футбольного турнира среди команд коллективов физической культуры. Раменскому «Сатурну», как многократному чемпиону Московской области, выпало соперничать с коллективами из Тулы, Калуги, Смоленска, Брянска, Мурома, Пскова и Советска. На первом домашнем матче собралось немало зрителей, многие из которых с удовольствием рассказывали молодежи о двух сезонах 1968 и 1969 годов по классу «Б» (тогдашняя вторая лига) и о победах в «Кубке Миллионов».
Тогда же было решено организовать поддержку команде в следующем туре. Игра была в Туле. Так как матчи проводились по выходным, с работой никто не парился. Рано утром встретились на станции Раменское, сели в электричку, доехали до вокзала. Перешли через площадь и на Каланчёвке сели в другую «собаку» до города оружейников. Первым делом в Туле заполнили впоследствии ставшую символом наших выездов шестилитровую канистру местного пива.
Играть предстояло с «Торпедо», представлявшим тульский комбайновый завод. Первой проблемой и было найти стадион, где играет это самое «Торпедо». Все-таки нашелся сознательный гражданин, по всей видимости, трудяга с этого самого завода, указавший нам на остановку нужного трамвая. Ехать предстояло через весь город. На стадион попали минут за 15 до начала игры. Взгляд на поле не внушал перед игрой ничего хорошего. Если 1:0 сделаем на этом огороде - будет хорошо. Но получилось не так, как мы думали: один Шумик «покером» отметился. А итог первого выезда 10:0! В пользу «Сатурна», естественно.
С этого выезда всё и началось. На следующей домашней игре наш домашний сектор уже смотрелся небольшим островком, а желающих поехать на следующий выезд прибавлялось. На тот момент ни у одной команды непрофессионального уровня не было поддержки на выездах. А у «Сатурна» была. Немногочисленная, но была. Конечно, наша команда была на голову сильнее остальных. Но кто знает, может быть, именно поддержка и помогла в ключевой игре второго круга в Брянске против местного «Партизана», где два гола Игоря Егорова сняли все вопросы, кому в следующем году играть во второй лиге.
На эту игру, кстати, профком РПЗ выделял автобус. А по приезду вместе с опьяневшими мужиками-заводчанами в четыре утра шли по улице Михалевича и орали: «Вторая лига!!!» и «Самый лучший клуб страны - наш «Сатурн» из-под Москвы»…
…Прошло уже четверть века. Выросло целое поколение. Приходя на стадион и глядя на наш фан-сектор, хочется чтобы эти ребята ещё через 25 лет отметили «полтинник» нашего движения. Чтобы наших «черно-синих» знали не только в Штутгарте, но и по всей Европе. Дай Бог, нам - всем, кому дорог «Сатурн» - терпения, уверенности, силы и побед!
Много побед!!!
Ребзя кто заинтересован в перфомансе на эту тему пишите,будем думать сообща.
•
Самое простое и несложное для всех-купить в палатке или магазе черно-синих шариков. Было бы круто,чтобы часть из них была наполнена гелием с целью их потом выпустить в небо. 23.04.12 13:21
Валерий Леонтьев
•
не в тему юбилейного перформанса конечно,но тоже по делу - парняга норм заряжает:
•
Если в Иваново поедешь,бери их с собой.Они там у тебя как семечки разлетятся.Сам себе прикуплю. 20.04.12 06:50
матвей
•
заказал 10 штук. некоторое время уйдет на то, чтобы их сделали. за это время хотелось бы собрать деньги. себе на карман ни копейки. если 10 штук хорошо разберут - закажу еще. 20.04.12 09:31
Валерий Леонтьев
•
глупы вопрос , нахера медведь?)
сочетание чс и медведия какой то глум над шиной... =/ 20.04.12 18:28
SRFC
•
Герб должен быть выше всей хрени!!! имхо 20.04.12 19:12
Spirit of 96
•
есть серия значков многих команд русских, представители которых собираются пробивать евро. они все одного шаблона. по моей просьбе появился значок Сатурна. он такой, и другим не будет. так что свои желания по изменению оставьте при себе. медведь - символ России. мне болт класть на ярик и схожий символизм с их движем. либо в личку обращайтесь за заказом, либо прошу не флудить и не засорять топ 20.04.12 19:37
Валерий Леонтьев
•
Парни,я за химки!Можно значок заказать значок в коллекцию,собираю просто? 20.04.12 23:23
DenCeltic
1. Оставить герб и убрать буквы (как Вялый выше говорил) или как вариант 2. Оставить буквы, а вместо герба иномпланетянина забабахать. 17.04.12 07:54
Bratislav
Кто ешё не слышал. «Такси «Сатурн» - партнер черно-синих.
Официальным партнером раменского клуба стала транспортная компания «Такси «Сатурн». Представляем вам совместную программу двух «Сатурнов».
Выбирая такси «Сатурн», вы помогаете футбольному клубу. По условиям сотрудничества 5 процентов от стоимости каждой вашей поездки перечисляются на счет ФК. Для этого достаточно при вызове такси назвать диспетчеру пароль - «Планета «Сатурн». Вся информация о количестве вызовов и перечисленной сумме будет публиковаться ежемесячно. При этом стоимость поездки остается неизменной. Подробная информация о тарифах находится здесь http://saturn-taxi.ru/.
•
не пользуюсь чес гря услугами такси 17.04.12 21:59
Валерий Леонтьев
•
Действительно, зачем такси, когда есть П-ч? 18.04.12 11:30
T.E.A.
Straight Edge
22.03.12 19:10
Скины, в комментах уже отписал, но реакции не дождался, хотя посты новые идут... попробую тут.
Поставьте ссылки на соответствующие посты со http://straightedgenews.blogspot.com. Я только за распространение материала, но авторство всё-таки нужно указывать!
Заранее благодарю! Если есть какие-то вопросы, можно связаться с нами через обратную связь в блоге! 26.03.12 17:05
Straight Edge
•
Пацаны, ну в чём дело-то? 5 минут исправить всё 02.04.12 17:56
Straight Edge
•
ссыль на портал есть. активной ее делать не будем. 02.04.12 17:57
Валерий Леонтьев
•
По какой причине?
В случае неразмещения мне придётся обращаться к твоему хостеру и писать поисковым системам. Также я проинформирую администраторов других ресурсов, с которых воруется контент. 04.04.12 14:15
Straight Edge
•
ага. давай. твои статьи мы удалим. продвигай идеи в массы в таком же духе. 04.04.12 14:16
Валерий Леонтьев
•
стрейт эйдж,все верно,хватит это терпеть!правда за тебя! 04.04.12 16:02
Moviestar
Сегодня политики и обычные граждане пытаются найти ответ на следующие вопросы: покинет ли Б.Громов пост губернатора Подмосковья? когда это произойдет? кто его заменит?
По данным «Коммерсанта», этот пост могут занять довольно видные политики, например, глава Минтранса И.Левитин, Б.Грызлов, глава Минрегионразвития В.Басаргин и т.п.
Однако смена губернатора – это довольно непростая процедура. Дело в том, что срок полномочий действующего губернатора истекает 11 марта, а закон о выборах губернатора примут до окончания полномочий Д.Медведева 7 мая.
По мнению наблюдателей, власти хотели бы поменять губернатора до принятия данного закона. Поэтому действующего губернатора вполне могут заменить раньше срока.
•
ну у меня как всегда, лишь бы нефть не дешевела 16.03.12 18:42
i_dozi
•
да это общероссийский фактор. а если через призму МО, то что стоит ожидать, например, нам, как болелам Сатурна? 16.03.12 19:34
Валерий Леонтьев
•
Новых потрясений... 16.03.12 22:33
Dosia
•
все просто, демин самый олдовый руководитель, будет смена команды и демина. ну, что бы уважить его, придумают ему какуюнить должность, что бы пенсию там встречал.
придут новые люди, город распродадут ко всем чертям, застроят все, что можно застроить, хуле, гос кредит дешевый.
сюда переедут другие люди. город будет делиться на две части, избранные, живущие в районах, огороженные забором и охраной и все остальные.
думаю ,что фабрику все же либо перестроят либо снесут, и я начну жить не только в географическом центре, но и в деловом.
•
а не слишком ли опасно будет для новых руководителей начинать все делить, ломать, застраивать и распродавать ? негативное настроение населения в целом по России возросло, тем более руководителя Раменского района будет выбирать совет депутатов, который не только единоросами представлен. но это кстати ты разговор про наш район завел. а больше интересует МО. новый губернатор должен начать бойко, как в свое время Громов. начал спорт-объекты налево и направо тыкать. 17.03.12 10:32
Валерий Леонтьев
•
сделают так...ну повысят что-то (оплату там или цены) на 30 процентов (хотя планируют на 20). все выдут на улицы, ну они снизят на 10, и все останутся довольны.
•
я не особо представляю массовые акции протеста,но с идозы чем-то согласен. офтоп вот такие парни играют: Это Аарон Рэмзи. Полузащитник славного клуба «Арсенал» с берегов туманного Альбиона.
А это Осама бин Ладен, полковник Муамар Каддафи, Стив Джобс и Уитни Хьюстон.
Что же общего у валийского футболиста и столь разношерстной компании?
1 мая 2011 г. Рэмзи забивает Манчестер Юнайтед и на следующий день американская пехота убивает террориста №1 бин Ладена
4 октября 2011 г. банка от Рэмзи влетает в ворота Тоттенхема. 5 октября мир оплакивает Стива Джобса.
20 октября 2011 г. в битве с Марселем Рэмзи опять забивает гол и Ливия хоронит лидера исламской джамахирии Каддафи, которого на следующий день неправославно покарали повстанцы.
11 февраля 2012 г. удача опять улыбнулась Аарону в игре с Сандерлендом. Прощай Уитни Хьюстон. Она утонула 12.02.12
Видимо все началось еще в детстве. Будущий капитан сборной Уэльса родился под несчастливой звездой 26 декабря 1990 года.
Первым подарком на его первый день рождения стал развал Советского Союза. 26.12.1991г. - официальная дата его развала. Свое 13-летие Рэмзи праздновал под эхо землетрясения в 6.6 баллов в Иране. А 14-летие празднуется с особым размахом - самое смертоносное землятресение (9.3 балла) в современной истории происходит в этот день в Индийском океане, к северу от острова Симёлуэ. Именно тогда цунами накрыло Индонезию, убив 230 тысяч человек. В 18 лет землетрясение накрывает Юньна́нь.
А ведь 26 декабря были еще и шторм Лотар в 1999 (ущерб 1,3 млрд $, 137 погибших), финал кубка оранжевой революции в 2004, 7.1. балла в Тайване и конечно же взрыв на нефтепроводе в Лагосе в 2006, унесший жизни 260 человек.
С нетерпением жду матча Арсенала с Ливерпулем 03 марта 2012 г. и если Рэмзи забьет, а я на это пожалуй поставлю, то 4 марта нас ждут феерические выборы…. исходник-http://filosof-rodina.livejournal.com/186345.html#cutid1 ...его не было даже в запасе 3 марта.
•
а как эта рулетка действует? на кого падет наказание, если Рэмзи забьет или отпразднует свой др? читеры есть среди нас ? 17.03.12 13:32
Валерий Леонтьев
•
По ходу дата конца света будет совпадать с датой смерти Аарона Рэмзи 18.03.12 04:00
Таксист
•
«Срок моих полномочий истекает в мае, я выполнял эти высокие обязанности 12 лет и считаю, что этого вполне достаточно, - заявил Борис Громов. – Хочу выразить искреннюю благодарность жителям Московской области, главам муниципальных образований Подмосковья, всем, с кем я эти годы работал. Мы пережили многое, в том числе и очень трудные времена, однако сумели вывести Московскую область в лидеры среди субъектов России по многим направлениям социально-экономического развития. И я этим горжусь». 24.03.12 01:55
кратовоооо
•
вывел в лидеры )) он на пост когда заступал, разве МО в лидерах уже не была 24.03.12 07:59
Валерий Леонтьев
•
в лидеры... один хуй все в москву ездим работать 24.03.12 12:54
i_dozi
•
ещё бы МО не была в лидерах , громов пидарас!(с) 24.03.12 22:31
вялый
По данным «Независимой газеты», на этой неделе единороссы представят президенту список кандидатов на должность губернатора Подмосковья. Об этом сообщил глава высшего совета партии «Единая Россия» Б.Грызлов. Источник «Независимой газеты» в генсовете партии сообщил, что, вероятнее всего, на пост губернатора утвердят главу МЧС С.Шойгу.
По мнению аналитиков, на этот пост также будет претендовать Б.Грызлов, глава Минтранса И.Левитин и руководитель Минрегионразвития В.Басаргин.
Раменская команда достигла договоренности еще об одном контрольном матче. Во вторник 10 апреля «Сатурн» на выезде сыграет с «Химками». Игра начнется в 17:00
•
Облом парни... Запланированный на 10 апреля спарринг с «Химками» не состоится. Наши соперники приняли решение отказаться от товарищеского матча из-за большого числа травмированных и плотного графика официальных матчей. 28.03.12 16:42
матвей
В рамках нынешнего времени тяжело сохранить чистоту мыслей и поступков. Тяжело всегда оставаться на плаву. В беду может попасть каждый. Именно поэтому мы решили объединиться под одной светлой мыслью независимо от клубных цветов и спортивных предпочтений. Имя ей взаимопомощь. Мы создали форум для общения и сейчас пытаемся его развивать. Хочется собрать всех неравнодушных людей в одном месте. Мы живем в одном районе, ходим по одним и тем же магазинам, больницам и улицам. Мы учились в одних и тех же школах, а значит, мы могли бы оказаться рядом в трудную минуту. Вместе куда проще поверить, что мир не такой жестокий и серый, каким кажется на первый взгляд. Мы будем рады всем. Приходите на http://slavicsoul.ru По возможности отвечу на все вопросы.
19.03.2012 г. На 47 км. раменской ветки после игры 13 кс (Пушкарята, Продлёнка, Я. + бг) сходятся с ~ 25 кб + Раменское (BBS). При сходке часть кб в тапки, остаются только парни с BBS + кб Егорьевск + Коломна которых и долбят кс.
•
Муви когда из плена своего странного мира вылезешь, тогда начнешь крутые новости узнавать, про который только глухие не слышали. 21.03.12 00:04
Валерий Леонтьев
•
Пушкарята, Продлёнка, Я. + бг + Олег Мешков vs BBS+кб 21.03.12 00:08
Валерий Леонтьев
Клуб болельщиков ФК «Сатурн» организует автобусную поездку во Владимир на товарищеский матч «Торпедо» Вл - «Сатурн», который состоится в воскресенье, 25 марта. Стоимость тура - 450 рублей. Отъезд со стоянки стадиона «Сатурн» в день матча 9:30. Обращаем ваше внимание, что поездка состоится при полном заполнении автобуса (40 человек). Оплату необходимо произвести до вечера четверга. Запись по телефону: +7 (929) 901-92-81.
Привет! Мы подготовили вопросы, постарайся ответить на них более развернуто. Также, предоставь пожалуйста пару тройку снимков, которые бы ты хотел видеть в интервью.
Салют! Представься пожалуйста?! Как давно гоняешь за Сатурн? Когда и как впервые попал на сектор? Почему Сатурн? Сколько пробил выездов? Какой запомнился больше всего и чем? Можешь рассказать о нескольких примечательных событиях в которых учавствовал? Зададим немного вопросов касаемых ни только тебя. После того, как Сатурн перестал выступать в РПЛ, много ли народу осталось в движе? Какая сейчас активность? Какие планы на будущее? Как сейчас обстоят дела с клубом? Чтобы ты, напоследок, хотел сказать или добавить?
•
ебанись. как ты планируешь КОЛЛЕКТИВНО ответить на вопрос " о количестве пробитых выездов" и "сколько лет в движе". Отвечай сам, хуле, никто не осудит 09.03.12 22:14
Дмитрий88
•
отвечай. ты у нас массмедийная звезда. тем более сам со сми непосредственно связан. 09.03.12 22:40
Валерий Леонтьев
•
что конкретно ты ему делегировал? 11.03.12 10:56
Валерий Леонтьев
•
ответить на вопросы, мне они скучны и тошнотворны 11.03.12 11:50
i_dozi
•
Как скажите отцы) любой ваш выбор поддержу 11.03.12 13:37
ерёма
•
ждем ответов и фото сегодня к вечеру 11.03.12 13:57
i_dozi
•
идозы в твоем поведении прослеживается какая-то личная неприязнь к ереме чем это вызвано? 11.03.12 14:24
Валерий Леонтьев
•
ну ты прослеживаешь, ты и ответь, он бы сам ответил, но пока мы тут сидим, он за нас там дерется. 11.03.12 15:26
i_dozi
•
почему ты от вопроса уходишь? че за навязчивость у тебя в отношении него? действовал бы по той же схеме, что и сам ему пытаешься преподать. позвони ему, договорись о встречи и выскажи в лицо свое недовольство. а то что не тема, то ты свою желчь на него невпопад льешь. 11.03.12 16:15
Валерий Леонтьев
•
сиры, помните я писал про несколько дней месячных у господина Леонтьева? Начались. 11.03.12 16:18
i_dozi
•
ну на вопрос ты так и не ответишь, как я понял? опять твои комплексы играют? борешься с ними, борешься, а никак победить не можешь. или ты Петро боишься ? 11.03.12 16:21
Валерий Леонтьев
•
хорошо что у вас нет никаких ни у кого комплексов кстати. 11.03.12 17:14
i_dozi
•
идозы стока желчи льешь, а всего лишь хотел узнать, че ты до еремы докопался. и тут пунктик про Петро тогда уж - "победил" с использованием запрещенного приема чтобы до конца честными то быть у тебя кстати понятие "мужик" определяется количеством выебанных баб тогда множество великих мужей по сравнению с тобой мальчишки и сопляки. им не повезло попасть в клуб идозы кстати насчет спа-процедур неплохая идея, можно и массажик оформить. спасибо за совет 11.03.12 18:03
Валерий Леонтьев
по мне так пездато , много народу не нужно , но ооочень красиво 12.03.12 20:04
SRFC
•
у нас множество ультрас-группировок, которые в свое время божились заниматься перформансом в дни и ночи, жару и стужу, радости и горе. аааууу, где вы?? 12.03.12 21:57
Валерий Леонтьев
На днях у нас др, нам исполняется 6 лет. Но это пост не для того, что бы поздравить себя, этот пост, что бы сказать спасибо.
Спасибо всем тем, кто был эти годы рядом с нами, кто помогал и подбадривал нас. Спасибо всем, кто создает атмосферу внутри нас, кто нашел в себе силы в эти не простые времена поддержать нас.
Мы всегда рады вам и помни каждого, и вы всегда можете рассчитывать на нас. Мы говорим не о футболе или околофутболе, мы говорим вообще о жизни. Мы с гордостью себя ощущаем частью большого мужского братства, и сделаем все, что бы сохранить его.
Спасибо вам, за то, что вы есть. И лучший ваш подарок нам будет то, что вы останетесь рядом, останетесь такими же надежными.
Для нас огромная честь, называть вас друзьями и братьями!
По сообщению «Независимой газеты», 12 марта сотрудники ФМС задержали в Раменском районе 43 граждан Вьетнама. Вьетнамцы нелегально шили одежду на «фабрике», которая находилась в заброшенном здании мастерской совхоза «Чулковское». Здесь они не только работали, но и жили. Причем условия проживания в бывшей мастерской хорошими назвать нельзя.
У задержанных (среди них были и мужчины, и женщины) отсутствовало разрешение на работу, а сроки их виз давно истекли.
В данный момент сотрудники полиции устанавливают личность владельца нелегальной фабрики, чтобы в дальнейшем привлечь его к уголовной ответственности по статье «Организация незаконной миграции».
Гоняли вчера на торпедо. Перед мячиком была некая тема которая меня в шок повергла.дожили блять Скрытый текст
В эти минуты у метро Автозаводская порядка 30 фанатов «Алании» стоят в полицейском оцеплении.
Поклонники ведут себя достаточно активно, выкрикивая антиславянские лозунги: «Москва – для х*чей, долой москвичей!».
Притом что торпедовским активом за матч в их сторону ничего не было сказано. В общем грустненько так,ну хоть пожгли и негра обстреляли))) П.С. мы дождёмся своим бездействием того что они будут нас накрывать с травматами в собаках
•
флаг имперский. и Дагестан и Владикавказ - территории российской империи. все четко и правильно вроде. 13.03.12 19:22
Валерий Леонтьев
•
ну, если брать исторически, то они имеют право на это флаг. а если брать то значение, флага, которое придается ему сегодня...
короче, мы как были империей так и остались. по факту, мы из захватываем. не войной, но культурой. Пройдет столетие, другое, и они ассимилируются, как татары или башкиры, мордва и прочие.
не подумайте, что я реваншист.
берем период, скажем последние три года.
вопрос к ереме, за три года, сколько раз на тебя напали выходцы с Кавказа?
я к тому ,что бороться надо не со следствием, а с причиной. а причина у нас в чинушах мне кажется. но вообще, Это долгая тема и тут в рамках одного поста не выскажешься полностью. 13.03.12 19:44
i_dozi
•
ну мути хуль. ты готов отдать свою жизнь за свободу рассеи? 13.03.12 19:54
Дмитрий88
•
идозы: империя,культура,захватываем-хуя ты дал. 13.03.12 20:56
Moviestar
•
дози на меня лично только раз,и шавки раз, ибо после я начал не с пустыми карманами гулять. а чурки кстати не безызвестный эпизод с прыжком терека 40ом на нас 4 на платформе 14.03.12 02:23
ерёма
•
залил. старые темы их послушай. они из Пензы кстати. 13.03.12 14:04
Валерий Леонтьев
•
так ссылку то дай на паблик. в дропбоксе, папкка Паблик. туда заливаешь, право кнопкой по папке, там в разделе дропбокс - копи паблик линк и сюда эту ссылку. 13.03.12 14:27
i_dozi
Следствие по делу о похищении Т.Сидоровой, депутата Раменского района и гендиректора «Племзавода Раменское», продолжается. Напомним, что 21 февраля стало известно, что Т.Сидорова и члены ее семьи бесследно исчезли.
Первым забеспокоился заместитель главы раменской администрации С.Хряпов, когда увидел, что Т.Сидорова не приехала на очень важное совещание. Он сразу же отправил к ее дому водителя, который и обнаружил там следы крови. Прибывшие на место полицейские, войдя в дом депутата, увидели беспорядочно раскиданные вещи, кровавые следы и признаки волочения тел. Все это явно говорило о криминальном характере происшествия.
На следующий день было возбуждено 2 уголовных дела по статьям «убийство 2-х или более лиц» и «похищение 2-х или более лиц».
Сыщики считают, что мотивом для совершения преступления могла быть предпринимательская или служебная деятельность пострадавшей. Ходят слухи, что агрофирма, которую возглавляла Т.Сидорова, была «перекачана» кредитами, часть которых уходила на взятки чиновникам. По некоторым данным, депутат взяла кредит на 90 миллионов евро для развития своего предприятия, которое занимается выращиванием рогатого скота, производством молока и минеральных удобрений.
Следователи также рассматривают версию о том, что депутат сама могла инсценировать свое похищение. Они подозревают, что женщина могла отправиться за границу, чтобы не платить по кредитам. Также существует версия, что похищение семьи связано с проблемами сына Т.Сидоровой, который является наркоманом.
Официальное следствие пока не делает никаких заявлений по поводу причин недавнего исчезновения депутата Раменского района Т.Сидоровой и ее семьи. Пока ведется расследование по статьям «убийство двух и более лиц» и «похищение двух и более лиц».
Однако по неофициальным данным, следователи сейчас склоняются к версии о тщательно продуманном побеге депутата и ее семьи. Конечно, в квартире пропавшей были обнаружены следы крови, что на первый взгляд может опровергнуть предположение о том, что Сидорова сама инсценировала свое похищение, но следователи не исключают, что следы крови – это всего лишь способ их запутать.
Заседания Совета депутатов Сидорова посещала не часто. Большую часть своего времени она посвящала своей деятельности по руководству Раменским племзаводом. За последние несколько лет Сидорова набрала кредитов на очень крупную сумму. Среди жителей Раменского ходят слухи, что депутат была связана с криминалитетом. Кроме того, у нее имеется недвижимость во Франции, поэтому многие уверены, что беглянка подалась именно в Европу.
•
когда работал в октябре О.Н. приезжал на объект часто=> он не в испании , охуительно логично? надеюсь за мной еще не выехали , всем пока я в испанию 12.03.12 15:36
вялый
•
странная логика у тебя. самолет от Москвы до Мадрида 4 часа летит. при наличии денег летать туда-обратно не составит никаких проблем. так что по меньшей мере надуманный довод у тебя. 12.03.12 16:09
Валерий Леонтьев
•
вот че я думаю: 4 часа в один конец(с твоих слов) , ему заняться нечем ,как так часто туда-обратно летать? 12.03.12 16:17
вялый
•
Это'О на матчи из Милана летает. и на треньки тоже. ему что делать нечего? если так делает, значит того требуют обстоятельства. на хрен ты на учебу в Москву ездишь? тебе делать что ли нечего на дорогу время тратить? учился бы в Раме. 12.03.12 16:32
Валерий Леонтьев
•
последние годы проживает за границей.(с) Как то хуево доживать туда сюда все в самолете да в самолете
хотя может под последними они имели ввиду с 2006 по 2012 12.03.12 18:00
вялый
•
Игроки любой крутой футбольной команды постоянно в самолетах проводят время. Это самый простой пример. 12.03.12 18:18
Валерий Леонтьев
в СС (от 07.03) вышло вью двух капитанских жён - Ольги Лоськовой и Юлии Ворониной. цитирую маленький и интересный на мой взгляд отрывок: скрыть – Но, когда Андрей играл за «Ливерпуль», вы болели за «Челси»… Я изначально болела за «Челси», не зная, что мой муж подпишет контракт с «Ливерпулем». Мне нравился «Челси», нравился тренер Моуриньо – то, что он такой амбициозный. Но ничего страшного, это футбол. Я, конечно, об этом не кричала в Ливерпуле, потому что это опасно.
– Ольга, Юля так смело болела за «Челси», а вы можете представить себя болельщицей иного клуба, кроме «Локомотива»? Я же болела три года за «Сатурн», у меня тогда не было других вариантов! Я ходила на матчи, ездила на выезд… Конечно, с точки зрения настоящих болельщиков я «переметнувшаяся», потому что опять болею за «Локомотив». Я поклонница одного человека, одного футболиста, к чему скрывать. Хотя, например, когда я езжу на выездные матчи, я люблю фанатские трибуны.
или опять что-то поменялось? я живу по принципу футбол со мной 12.03.12 10:21
Валерий Леонтьев
•
ну я к тому, что жена то она выбора не имеет, она более не за футбол там или команду, а за мужа. если он завтра в баскетбол пойдет играть, то и она туда. все правильно делает. 12.03.12 12:01
i_dozi
Иван Гаврилович Прыжов (1827-1885) – русский историк, этнограф, публицист, один из радикальных атеистов, составлявших максималистскую, исступленную Россию. Участник революционного движения “Народная Расправа”. В 1848-50 учился в Московском университете. Занимался этнографией, фольклором, русской историей. Начал печататься в 1860. Это один из самых незаурядных представителей русских атеистов, пламенный борец с православием, и в то же время исполненный апостольского горения защитник народа, сектантов, обездоленных, фанатически преданный науке. Особую исключительность его работе придает тот факт, что во времена автора о “народной жизни” в таком срезе больше не писал никто. Прыжов же знал жизнь этих слоев общества не понаслышке. В своих трудах Прыжов раскрыл духовно-нравственный характер нищенства в России, это исследование о кликушах и юродивых во Христе, результат его скитаний по Московской, Владимирской и Тверской губерниям. Иван Гаврилович один из первых в России, кто обратил внимание на последствия алкогольной зависимости и распространение алкоголя государством. Не смотря на то, что сам Прыжов “закладывал за воротник”, его труды разрушают миф о том, что пьянство является русской традицией.
Отец его, Г. Прыжов (1793-1858), был из вольноотпущенных крестьян подмосковного села Середникова. В 1812 году девятнадцатилетним юношей он вступил в Московское ополчение урядником 4-го пехотного казачьего полка. Участвовал в Бородинском сражении и Заграничном походе русской армии. По окончании войны служил в московской Мариинской больнице для бедных до 1817 года швейцаром, а позже, до конца жизни – писарем. В этой больнице 22 сентября (4 октября по новому стилю) 1827 года и появился на свет И. Прыжов. Шестью годами раньше здесь родился Ф. Достоевский, отец которого служил в больнице лекарем и, по словам И. Прыжова, был “добрым приятелем” его отца, Прыжова-старшего. Прыжов сохранил детские воспоминания о знакомстве с будущим писателем.
“Воспитание получил я по разным причинам, нисколько не зависящим от отца, самое отвратительное – хуже сына последнего дворника в Петербурге”, – вспоминал позднее Прыжов в своей “Исповеди”. “Болезненный, страшный заика, забитый, загнанный, чуждый малейшего развития, я был отдан в гимназию (1-ю Московскую), поистине лбом прошиб себе дорогу и в 1848 году кончил курс одним из первых с правом поступления в университет без экзамена” . На избранный им историко-филологический факультет Московского университета Прыжов не был принят. Препятствием послужило его низкое происхождение. Тогда он поступил на медицинский факультет и, числясь там (в течение года), три года слушал лекции сначала на историко-филологическом, а затем на юридическом факультетах. Покинув университет, зарабатывал себе на жизнь службой в низших должностях коллежского экзекутора и коллежского регистратора в Московской палате гражданского суда, в конторах частных железных дорог.
В свободное время вел упорную исследовательскую работу по изучению истории, устного народного творчества, народного быта России и Украины. На скромное жалование – 23 рубля в месяц в течение 14 лет — собрал богатую историческую библиотеку. Ездил для занятий в Императорскую публичную библиотеку в Петербург. Освоил ряд европейских языков, изучал, по собственным словам, “быт народа, ходя по деревням и уездным городам губерний Московской, Тверской, Владимирской”. Между прочим бывал и в родном селе отца Середникове, еще помнившем пребывание здесь М. Лермонтова (летом 1829, 1830 годов) и принадлежавшем двоюродному дяде великого поэта – герою Крымской войны А. Столыпину, отцу будущего председателя Совета министров России П. Столыпина
В 1868 году Прыжов оказался без работы. Поиски подходящего места и надежды поправить положение изданием собственных сочинений оказались тщетными, что усилило и без того острое недовольство действительностью, вызвало глубокий душевный надлом. В 1869 году он стал членом организации “Народная расправа”, возглавляемой С. Нечаевым. Нечаев выдвинул против соратника-студента И. Иванова ложное обвинение в предательстве и убил его, втянув как соучастников в преступлении четырех других членов организации, в их числе и самого старшего по возрасту И. Прыжова, которому было 42 года (в то время как каждому из остальных не было и тридцати). В том же году Прыжов был арестован и на процессе нечаевцев в 1871 году осужден на 12 лет каторжных работ и вечное поселение в Сибирь. Нечаев стал прообразом П. Верховенского из романа Достоевского “Бесы”. Сам Прыжов послужил прототипом Толкаченко – героя того же романа. Общеизвестно, что в основе романа «Бесы» Достоевского заложено «нечаевское дело» и его «деятели-революционеры». Хочется напомнить, под фамилиями каких героев выведены «нечаевцы». Ставрогин (Бакунин и Спешнов), Петр Верховенский (Нечаев), Шатов (Иванов) и др. Название романа «Бесы» было дано Достоевским специально, дабы возвести всех нечаевцев в «бесы». Нетерпимость великого писателя к подобным революционным идеям и методам их воплощения в этот его литературный период общеизвестна.
Имеется и другое художественное отображение личности Прыжова. В романе Станислава Бржозовского «Зарево» выведен ряд революционных деятелей 60-80-х годов. Часть из них выведена под собственными именами, часть под вымышленными. Среди последних находится и Иван Прыжов под именем Эвариста Попова. Образ Прыжова-Попова у Бржозовского патетический, порой трагический.
Таким образом, образ Прыжова в первом случае – это негатив чистой воды (у Достоевского), в другом – легенда для потомства. Ни тот, ни другой не совпадают с реальным Прыжовым.
На суде Прыжов вел себя весьма мужественно, с большим достоинством, не склоняя знамени своих убеждений.1-го июля 1871 года в особом Присутствии Петербургской судебной палаты открылся суд « по делу об обнаруженном в различных местах империи заговоре, направленном к низвержению установленного в государстве правительства». К суду было привлечено 87 человек, 63 из них находились под стражей. Было составлено 12 обвинительных актов. По первому (важнейшему акту) были привлечены 11 человек – важнейших государственных преступников, из них 4-м (Успенскому, Кузнецову, Николаеву и Прыжову) предъявлено и дополнительное обвинение в убийстве студента Иванова. Суд над первой группой нечаевцев был первым в России открытым политическим процессом. Правительство рассчитывало (и не без оснований), что крайний радикализм нечаевской программы скомпрометирует революционное движение в глазах русского общества. И все-таки революционность Прыжова не была сломлена, он понимает, что последнее слово, которое скажет народ, еще впереди, и апеллирует к своим потомкам. «Что касается всей моей жизни, которая и привела меня сюда, на суд, то … виной этому не я, виной этому сложные обстоятельства, которые раскрыть не нам, а нашим потомкам». Решением суда он был приговорен к лишению всех прав состояния, ссылке на каторжные работы на 12 лет и поселению в Сибири навсегда. Подобные приговоры были вынесены Успенскому, Кузнецову и Николаеву.
Путь на каторгу лежал по Сибирскому тракту через Иркутск, где наш герой провел в остроге первые месяцы 1872 года. Каторгу отбывал на Петровском заводе в Забайкалье (ныне город Петровск-Забайкальский Читинской области), с 1881 года жил там же на поселении.
Выход на поселение совпал с ухудшением общественно-политической обстановки, последовавшим за убийством народовольцами царя-преобразователя Александра II. Прыжов жил в бедности, лишениях, болезнях. Занимался научной и литературной деятельностью. Печататься под собственным именем бывшему государственному преступнику было невозможно. Изредка удавалось поместить немногое из написанного в столичных журналах под псевдонимами. Тяготы жизни ссыльного разделяла его жена – украинка О. Мартос, добровольно приехавшая к месту ссылки мужа. Прыжов пережил ее на полтора года и умер 27 июля (8 августа) 1885 года одиноким и бездетным.
Исследователь народной жизни
Прыжов принадлежал к Демократическому направлению русской историографии 1860-1880-х годов. В отличие от историков, изображавших прошлое России как историю государства (вспомним “Историю государства Российского” Н. Карамзина), Прыжов, по собственным словам, ставил своей целью “на основании законов исторического движения… проследить все главные явления народной жизни, и каждое из них с первых следов их существования и вплоть до нынешнего дня…”. В русле этой большой задачи им были созданы работы о русских нищих, кликушах, московских пророках и юродивых, о быте Малороссии по памятникам ее литературы с XI поXVIII век и ряд других, большей частью не увидевших свет по цензурным условиям .
В 1858-1863 годах в связи с подготовкой замены питейных откупов общей акцизной системой Прыжов создает основательную трехтомную “Историю питейных откупов в России в связи с историей народа”. Четыре очерка из нее удалось опубликовать в 1864 и 1866 годах в журналах “Развлечение” и “Русский архив” (переизданы в 1934 году в книге: Прыжов И.Г. “Очерки, статьи, письма”). Не ранее 1866 года историк дополнил первый том событиями, происшедшими после отмены откупов, и затем продал его для издания М. Вольфу за сравнительно небольшую сумму в 250 рублей. Книга увидела свет в 1868 году под названием “История кабаков в России в связи с историей русского народа”. Два ненапечатанных тома, подробно описывавших кабацкий быт, Прыжов сжег, опасаясь, что “печатать теперь такую книгу — значит донести на народ, значит отнять у него последний приют, куда он приходит с горя…” . В чем заключается ценность “Истории кабаков” Прыжова? Несмотря на отдельные недостатки (преувеличение иноземного влияния – татарского, еврейского -в насаждении пьянства, встречающиеся неточности в цитировании, неполные библиографические ссылки), это – первое и до настоящего времени единственное обстоятельное исследование по истории питейного дела и пьянства в России, на Украине и в Белорусии с конца I тыс. нашей эры до середины 1860-х годов включительно. Оно содержит исчерпывающую для своего времени сводку сведений, почерпнутых из обширного круга опубликованных отечественных и зарубежных источников и сочинений историков, а также собранных в ходе непосредственного “полевого” изучения современной Прыжову кабацкой жизни. (Последнюю историк знал не только как исследователь, но – увы – и как завсегдатай питейных заведений.) Написанная прекрасным языком ярко и страстно, эта книга приобрела особый интерес в последнее время, когда сначала с отменой государственной монополии на продажу алкоголя многочисленные хмельные ручьи и реки слились в огромное море, затапливающее Россию, а теперь и государство пытается протянуть руки к доходам от спаивания народа. У наших современников, по существу, отсутствуют правильные научные представления о прошлом алкогольного вопроса, что долгое время не позволяло выработать верного отношения к происходящему.
Какое место занимало питие в жизни народа? Что способствовало распространению пьянства? Как относились к нему наши предки? Попытаемся найти ответы на эти и другие вопросы в “Истории кабаков в России Прыжов о “питьях” в средневековой Руси
Прыжов сообщал, что “пьянства в домосковской Руси не было, не было его как порока, разъедающего народный организм” . Что позволило историку сделать такой неожиданный вывод?
Во-первых, русские употребляли слабоградусные напитки: брагу, мед, пиво, квас (крепостью от 1 до 6 градусов – процентов спирта), опьянение от которых несильно и действует сравнительно непродолжительное время.
С X века на Руси было известно и привозное (из Византии) вино, но в силу дороговизны и плохо развитой сети путей сообщения оно было доступно главным образом городской знати и богатым людям, которые, тем не менее, как и простой люд, употребляли большей частью местные “питья”. Нужно учесть и то, что тогда изготавливали только получаемые путем естественного сбраживания сухие вина, их крепость была невелика – от 9 до 14 градусов. Крепость употреблявшихся вин была по крайней мере еще в два с половиной раза ниже, ибо, как указывает современный историк В. Похлебкин, до середины XII века вино на Руси “употреблялось только разбавленным водой, так же, как его пили в Греции и Византии” (греки разбавляли вино водой в соотношении 1:3 или 2:5) .
Прыжов подчеркивал, что искусственный (получаемый путем перегонки) крепкий алкоголь – водка – был впервые открыт арабским медиком и химиком Разесом (ар-Рази), родившимся в 860 году. “В XIII веке водка является в Европе и до XVI века употребляется как лекарство или эссенция и продается по аптекам”. Как напиток она становится известной на Руси также только с XVI века .
Во-вторых, употребляемые напитки были, как правило, домашнего производства (т.е. пил тот, кто изготовил) и напиваться допьяна не было принято. “Человеку, вы-шедшему из дикого состояния, немыслимо, чтоб он дома у себя или в питейном доме упивался пьяным питьем и чтоб, напиваясь по одиночке, упивались все…” .
Заключение историка кажется столь необычным, что для того чтобы удостовериться в его справедливости, прибегнем к свидетельству стороннего очевидца – австрийского дипломата С. Герберштейна, побывавшего в Москве в 1517 и 1526 годах, чьи “Записки о Московии” современные ученые оценивают как одно из наиболее полных и достоверных описаний Русского государства XVI века. В главе “Праздники” Герберштейн пишет: “Именитые либо богатые мужи чтут праздничные дни тем. что по окончании богослужения устрояют пиршества и пьянства и облекаются в более нарядное одеяние, а простой народ, слуги и рабы по большей части работают, говоря, что праздничать и воздерживаться от работы – дело господское. Граждане и ремесленники присутствуют на богослужении, по окончании которого возвращаются к работе, считая, что заняться работой более богоугодно, чем растрачивать достаток и время на питье, игру и тому подобные дела. Человеку простого звания воспрещены напитки: пиво и мед, но все же им позволено пить в некоторые особо торжественные дни, как, например, Рождество Господне, Масленица, праздник Пасхи, Пятидесятница и некоторые другие, в которые они воздерживаются от работы…” .
Таким образом, у Герберштейна описана та же ситуация, о которой говорил и Прыжов: еще в первой половине XVI века на Руси из хмельных напитков употреблялись пиво и мед, простой народ пил их либо крайне редко – в годовые церковные праздники: Пасху, двунадесятые праздники, либо не пил вовсе. Совместные изготовление и потребление алкоголя носили ритуальный (обрядовый) характер, было необходимым условием поддержания общественных связей. За провинность человека лишали права посещать не только церковь, но и мирские застолья.
Итак, у восточных славян и великороссов в первые века государственности существовало естественно сложившееся соотношение между трезвостью как обычным состоянием повседневности и нечастым – праздничным, обрядовым – легким опьянени-ем, когда употреблялись в основном слабоградусные “питья” домашнего изготовления.
Государев кабак
Положение изменилось начиная примерно с 1552 года, когда Иван IV, возвратившись после взятия Казани, завел царский кабак в Москве. Этот кабак, писал Прыжов, “полюбился царю, и из Москвы начали предписывать наместникам областей прекращать везде свободную торговлю питьями, т.е. корчму, корчемство, и заводить царевы кабаки, т.е. места продажи напитков” . Одновременно выходили запреты для простого народа – посадских людей и крестьян – на домашнее изготовление хмельных “питей”.
Кабаки коренным образом отличались от питейных заведений прежнего типа -корчем. Если в корчме можно было есть и пить – это было своеобразное место общения, досуга, то кабак стал чисто питейным заведением. Здесь можно было только пить, закуски не подавались. Если доходы корчем складывались естественным образом, то на каждый кабак органами государственного управления был положен определенный размер выручки – оклад, который должен был собираться при любых условиях и обязательно “с прибылью против прежних лет”. При недоборах, указывает Прыжов, “казна не принимала никаких оправданий, – ни того, что народ пить нехочет, ни то, что пить ему не на что, – и настоятельно требовала недоборной суммы”. В случае недобора заведовавших кабаками кабацких голов и целовальников, а чаще обязанных их избирать посадских людей и крестьян ждал правеж .
О том, что представлял собой правеж, читаем у А. Олеария, немецкого ученого и дипломата, наблюдавшего наказания в Москве во время путешествия через Россию в Персию и обратно в 1635-1639 годах. Должник “сажается в долговую тюрьму, и каждый день его выводят перед канцеляриею на открытое место, и целый час гибкою палкою, толщиною в мизинец, бьют по голеням, причем избиваемые зачастую от сильной боли громко кричат. (…) По вынесении этих мучений и надругательств должник или опять отсылается в тюрьму, или должен представить поручителей, что он на следующий день вновь явится на место и даст себя вновь бить” .
Таким образом, у народа, по сути дела, не оставалось выбора: или пей в казенных кабаках, платя за хмельное пойло звонкую монету, или воздерживайся, но в этом случае кабацкие деньги для казны из населения все равно будут выбиты. Для большинства психологически был более оправдан первый путь. Ведь в этом случае человек получал за свои деньги хоть “что-то”, а не отдавал их даром.
Чем было вызвано начавшееся жесткое насаждение пьянства “сверху”? Прыжов показывает, что продажа алкоголя стала средством получения больших дополнительных доходов для государства, а позже – для феодалов-винокуров (производителей алкоголя) и откупщиков, покупавших у казны право продажи спиртного в отдельных местностях.
Алкоголь и государство-империя
Позволим себе отступление по поводу сказанного Прыжовым. Чем объясняется то, что при Иване III и Василии III проводились серьезные меры по ограничению употребления спиртного1, а с Ивана IV было начато спаивание населения? Дело здесь вовсе не в злом татарском влиянии, усматриваемом историком. (Из Казани было заимствовано лишь слово “кабак”, но по содержанию казанские кабаки были совсем иными заведениями, чем московские. Как признает сам Прыжов, это были постоялые дворы, где продавалась еда и питье.)
Причины болезни общества обычно коренятся в самом обществе, а внешние влияния могут лишь усугублять ее течение. В данном случае введение кабаков явилось следствием превращения при Иване IV Московской Руси в государство-империю. В демократическом государстве, как пишет томский философ В. Головко, человек ощущается и по существу является частицей Целого, и это Целое не покушается на жизнеспособность составляющих его частиц. В государстве как империи народ, нация становятся заложником имперской идеи. Идея отделяется от народа и становится самодостаточной, и люди из элементов Целого становятся средством для него. Империя как бы медленно пожирает народ, на теле которого первоначально возникла.
Главной причиной возникновения и дальнейшего развития государства-империи в России, как и в некоторых других странах (Древний Рим, Византия), был быстрый рост размеров страны. Присоединение (часто – завоевание) и необходимость удержания, освоения (“переваривания”) земель, населенных другими народами, требовали от правящих классов имперской политики. При Иване IV границы Московской Руси были впервые широко раздвинуты за пределы собственно великорусских областей. В состав ее за какие-то 25 лет были включены обширные территории Казанского и Астраханского ханств, часть Предкавказья, Южный и Средний Урал, положено начало присоединению Сибирского ханства.
Младший современник Прыжова замечательный русский историк В. Ключевский указывал, что “у нас по мере расширения территории вместе с ростом внешней силы народа все более стеснялась его внутренняя свобода. Напряжение народной деятельности глушило в народе его силы, на расширявшемся завоеваниями поприще увеличивался размах власти, но уменьшалась подъемная сила народного духа”. И далее: “Государство пухло, а народ хирел” .
Империя нуждалась в средствах и черпала их отовсюду (“деньги не пахнут!”), в том числе и за счет расширения сети кабаков. Примечательно, что среди преемников Грозного в развитии кабацкого дела Прыжов особо выделял Петра I. “Петр, – писал он, – воротившийся в августе 1698 года из путешествия, вешал на виселицах крамольную Москву и приступал к своей реформации. Средством к его реформаторским затеям по-прежнему служили кабаки, и Петр шел в этом случае по пути своих предшественников: Петр принялся облагать питье и еду народа” . (О насильственном насаждении Петром I дикого пьянства в высших слоях русского общества, в том числе среди женщин, см. также у Ключевского .)
Как и Иван IV, Петр получил печальную известность истощением народных сил. Если Грозный опустошил Русскую землю четвертьвековой Ливонской войной и опричниной (один из его современников писал, что это был муж “на рабы, от бога данные ему, жестокосерд, на пролитие крови дерзостен и неумолим, множество народа от мала и до велика при царстве своем погубил, многие города свои попленил и много иного содеял над рабами своими”), то Петр сделал то же Северной войной, про-должавшейся 21 год, строительством на народных костях новой столицы – Петербурга, истреблением россиян в ходе жестокого подавления народных восстаний и бунтов. При нем численность тяглого, т.е. трудового, несущего основные подати и повинности населения уменьшилась, по некоторым сведениям, на 1/5 – не в последнюю очередь за счет гибели людей, – а налоги на душу населения выросли в три раза, расходы на армию стали поглощать не менее двух третей доходов государственного бюджета!
Добавим, что уже в наше время третьим в ряду великих кабатчиков стал И. Сталин. В 1925 году после 11-летнего перерыва он возобновил государственную водочную монополию и постоянно расширял производство и продажу всех видов алкоголя . Как и его предшественники, он строил империю – теперь уже коммунистическую – и делал обширные территориальные приобретения, подрывая силы народа внутренними и внешними войнами. При нем в Россию-СССР вошли вновь или были включены: Западная Украина с Закарпатьем и Буковиной, Западная Белоруссия, Бессарабия, Прибалтика, Тува, Восточная Пруссия (Калининградская область), Южный Сахалин и Курилы.
Следует признать, что все трое – Иван Грозный, Петр I и Сталин – решали действительно насущную задачу своего времени – создание единой Державы на просторах единого геополитического пространства – Евразии, но, будучи одержимы этой идеей, они не учитывали цены принимаемых судьбоносных решений и тяжких последствий для народа, держащего на себе, подобно мифическому Атланту, бремя империи.
Итак, выкачивание с помощью водочного “насоса” средств из народа и, соответственно, его спаивание явились необходимым условием для содержания мощной армии, строительства и дальнейшего существования в России государства-империи.
Новый характер употребления спиртного
Прыжов показывает, что с введением кабаков в великорусских областях изменился характер употребления опьяняющих напитков. С одной стороны, распространилось употребление преимущественно крепкого алкоголя – водки, – вызывающего более сильное опьянение, чем традиционные напитки русских. (И, добавим, действующего более продолжительное время. Например, по современным научным данным, кровь очищается почти в два раза медленнее от полбутылки водки, чем от четырех бутылок пива, у мужчины весом 80 кг, соответственно, за 11 и за 6 часов.) Масса потребляемого спиртного перестала складываться естественным путем. Питие превратилось в своеобразную повинность, объем ее жестко и корыстно определялся сверху государственным питейным ведомством, постоянно увеличивавшим алкогольный “урок”. Алкоголь перестал быть продуктом домашней выделки, который можно потреблять без жадности, и постепенно превратился в условиях натурального хозяйства и дефицита денег в покупную диковинку, в объект ажиотажа и “престижного потребления” (“не в закон, но в упой”).
Все это вызвало к жизни у части населения обильное, оглушающее употребление алкоголя. Появились завсегдатаи кабаков “питухи”, пьянство для них стало повседневным явлением.
Иными словами, традиционное соотношение между трезвостью и нетрезвостью для русских с середины XVI века начало изменяться сперва насильственно, а потом по инерции и в связи с логикой развития культуры.
Народ и пьянство
В “Истории кабаков” рассказывается о жестоком правиле, по которому “при нарушении по какому-нибудь случаю питейного интереса не принимались никакие оправдания и следовали кары” .
Так, любимый народом епископ Воронежский Тихон (1724-1783), впоследствии причисленный Русской Православной Церковью к лику святых, весной 1765 года в языческий праздник Ярилы, сопровождающийся пьяным разгулом, стал кротко поучать народ отказаться от пьянства. Люди, вняв поучению, разбили бочки с вином. С тех пор празднование дня Ярилы навсегда прекратилось в Воронеже. “Но преосвященному Тихону подвиг этот даром не прошел. Откупщики донесли, что он смущает народ, учит его не пить водки и тем подрывает казенный интерес, а вследствие этого доноса, в половине 1767 года, Тихон должен был отправиться на покой… Народ, благодарный за доброе слово, проводил своего епископа со слезами” . В результате выдающийся 43-летний архиерей, чья деятельность задела питейные доходы казны и откупщиков, был уволен государственным “духовным” ведомством – Святейшим Синодом от управления паствой и удален в монастырь.
Очень ценными являются сведения Прыжова об изначательно отрицательном отношении народа к кабацкому делу: «Сначала народ и духовенство просили снести кабаки, потому что после государева кабака жить не мочно, т.е. “не в мочь”, нельзя, и кабаки сносили; но потом уже никто не просил, и рядом с кабаками для вина, пива и меду заводились квасные кабаки…» . (Здесь и ниже выделено И. Прыжовым.)
Русские люди по своей воле не желали служить в питейных заведениях. “Народ… всеми силами старался отделаться от выбора в кабацкие должности”. Примерно то же наблюдалось и на Украине: “украинский народ ни за что не решается торговать в шинках”; “украинский народ отказывается брать в аренду шинки”, подчеркивал Прыжов, цитируя источники .
Одним из первых историк осветил широкое крестьянское трезвенное движение 1858-1859 годов в русских, литовско-белорусских и украинских губерниях. Оно было направлено против обирания трудящихся посредством продажи водки низкого качества по завышенным ценам и вынудило правительство отменить винные откупа. Вслед за Н. Добролюбовым Прыжов подчеркивал народный характер выступлений, в ходе которых принимались приговоры об отказе от употребления казенного вина (водки), образовывались общества трезвости, а нередко и подвергались разгрому кабаки: “И вот без всяких уговоров, без всякой стачки, без всякого постороннего вмешательства народ сам собою перестает пить вино… И все это – должно теперь признаться – делалось по одной лишь инициативе народа” .
Прыжов подчеркивал, что отмена откупов, когда право торговли водкой продавалось казной ограниченному числу откупщиков, и переход с 1 января 1863 года к свободной продаже алкоголя всяким лицом, заплатившим акциз (налог с продажи “питей”), не принесли облегчения. За несколько лет после 1863 года “число кабаков, увеличившись примерно в шесть раз, перешло за полмиллиона” . Рассмотрев статистические сведения об итогах введения акцизной системы, в том числе от продажи дешевой водки, оставшейся от откупов, Прыжов пришел к выводу, что “последствием всего этого было увеличение числа умерших от употребления вина и опившихся до смерти” . То же мы наблюдаем и в наше время.
Очень важным, заставляющим серьезно задуматься, является и следующий вывод историка: “Но и теперь, как и всегда прежде, далеко не весь народ пьянствовал, а потому хлеб сеялся по-прежнему, портной и сапожник по-прежнему шили платье и сапоги, и весь мир шел своим порядком…” . Иными словами, пьянство не было всеобщим (и это подтверждается рядом источников), и русское общество продолжало существовать и развиваться за счет созидательной деятельности прежде всего непьющей и редко пьющей части народа.
То, что сделал Прыжов, правомерно назвать научным и гражданским подвигом. Осмелившись преступить негласный запрет на освещение прошлого и настоящего питейного дела, чего до него не решался сделать никто из историков и правоведов, он впервые создал основательное исследование, позволяющее современникам и потомкам судить о корнях и развитии явления, которое в настоящее время выросло в опасность, не на шутку угрожающую России.
До него считалось, что пьянство – это как бы исконная русская традиция. (При этом, как отмечает сам автор, неверно истолковывались слова, вложенные древнерусским грамотником в уста великого князя Владимира: “Руси есть веселье пити, не можем без того быти” .) Книга Прыжова убеждает в обратном, показывая, что пьянство как общественное явление в его крайних выражениях первоначально (со второй половины XVI века) было насильственно навязано россиянам сверху и лишь затем расширенно воспроизводилось. Это происходило как в силу мощной системы “окабачивания” населения, так, для части последующих поколений, и в силу тяжелых социальных условий (пили “с горя”), и в силу появившихся обычаев, имевших не столь уж давние корни.
Подтачивая благосостояние и здоровье народа, пьянство одновременно расшатывало и само государство. Московское царство, “сгубив независимые области, в самом себе не нашло никакой жизни, расшаталось и умерло среди смут, крамол и казней… Жив был один лишь московский кабак…” .
В работе Прыжова нет заключения. Оно либо не было написано, либо изъято при подготовке к печати, так как не могло быть пропущено цензурой. Но все содержание книги показывает безнравственность и недальновидность попыток строить чье бы то ни было благополучие на спаивании народа.
“История кабаков в России” привлекала внимание читателей и принесла издателю, продававшему ее от двух до двух с полтиной рублей серебром за штуку, хороший доход. После осуждения автора с Вольфа была взята подписка, что он “без особого разрешения” книги Прыжова продавать не будет. Оставшиеся в небольшом количестве экземпляры сгорели во время пожара на книжных складах. Сорок с лишним лет спустя, накануне первой мировой войны, в Казани издательство “Молодые силы” выпустило сразу две книги Прыжова – “Нищие на Святой Руси” и “История кабаков…”. Тогдашние молодые силы России были уверены, что труды Прыжова нужны всем, кто занимается и интересуется отечественной историей. С тех пор ”История кабаков в России в связи с историей русского народа” ни разу не переиздавалась, а в течение долгих десятилетий и не могла быть переиздана, ибо описанное в ней было слишком похоже на происходившее в СССР до середины 1980-х годов. Сегодня, в середине 1990-х годов положение с потреблением алкоголя в нашей стране хуже, чем когда бы то ни было с конца XIX века (время, с которого имеются достаточно полные и надежные статистические сведения). В дореволюционной России наибольший душевой уровень потребления был достигнут в пятилетие 1906-1910 годов, когда ежегодно в среднем выпивалось всех видов алкогольных изделий – водки, вина, пива – в пересчете на чистый (абсолютный – 100%) алкоголь 3,9 л, в том числе товарного алкоголя, т.е. проданного через торговую сеть, 2,8 л [8] и кустарного – приблизительно 40% от объема товарного, или 1,1 л. Последствия этого воспри-нимались современниками как столь ужасные и нетерпимые, что вызвали мощное, более чем стотысячное, трезвенное движение по всей стране и решительные ограничительные меры правительства – “сухой закон” 1914-1925 годов с полным пре-кращением продажи водки. В СССР наиболее высоким был уровень потребления 1980-1984 годов. В частности, в 1984 году – 8,6 л товарного и еще приблизительно 50%, или 4,3 л, кустарного абсолютного алкоголя, итого 12,9 л на душу [8]. Отри-цательные последствия этого вызвали широкое возмущение народа и ограничительные меры властей 1985-1987 годов.
Положение в настоящее время рисуют данные исследований видных российских ученых В. Коптюга, В. Матросова и др. Согласно этим исследованиям при критическом, предельно допустимом потреблении на душу 8 л чистого (суммарного) алкоголя в год, уровень этого показателя в России в 1994 году достиг 14-18 л, вероятным последствием чего является физическая деградация населения [11]. При этом уровень потребления спиртного продолжал увеличиваться и в последующие годы. Но даже показатель 1994 года примерно в четыре раза превышает наивысший уровень по-требления в царской России и в два раза – мировой критический уровень. В итоге происходит вырождение народа, прежде всего русского, причем общество как бы не замечает этого…
… Заставляют задуматься слова из нравоучительного послания святого преподобного Кирилла Белозерского к князю Андрею Можайскому, приведенные Прыжовым в качестве эпиграфа: “Господине, крестьяне ся пропивают, а люди гибнут”.
•
ну да, я тоже слышал, что игра была в одни ворота 08.03.12 17:13
Валерий Леонтьев
•
Всё что остаёться - довольствоваться слухами 08.03.12 19:13
вялый
•
вялый,если этот повар будет тебя пугать или еще наганять страху,зови,помогу! 08.03.12 23:09
Moviestar
•
муви чем ты поможешь? обычно, когда тебя о помощи просишь, ты соскакиваешь - то штаны грязные, то друзья из Казани 08.03.12 23:30
Валерий Леонтьев
•
я могу тебя на новый год пригласить,хотя нет,я тебя уже "кидал",идозы тоже.имеет смысл это сделать кому-либо другому)стоит работать в этом направлении(вялый,не хочешь позвать его на праздник?:)н.г.-очередное гавно,это рок) 09.03.12 00:10
Moviestar
•
Слышал-слышал .Валера купи слуховой аппарат 09.03.12 01:28
вялый
•
у повара на этой неделе вообще три дня месячных будет, так что опасайтесь его. 09.03.12 02:25
i_dozi
•
муви чеж делать то, если на друзей нельзя положиться. нужен Валера - расщибись об стену, Валере нужна помощь - друзья в сперме и говне. но теперь роли поменяются вялый у тебя плохо получается подпездывать. будешь продолжать в том же духе - точно палец сломаю идозы как французский легион ? 09.03.12 07:43
Валерий Леонтьев
•
Вся эта херь-галимый фарс!!!! Когда же у этих мразей глаза лопнут??? Даешь отмену 282!!! 04.03.12 21:04
Spirit of 96
•
ну Жириновский по мне так просто популист. Я вообщене вижу смысла за Зю или Жи отдавать свой голос, они мандаты не сдали на думских, хотя орали об этом.
•
по факту, вся страна голосовала за - "только бы нефть не дешевела". 05.03.12 12:30
i_dozi
•
по факту не было ни партий, ни кандидатов в президенты, кто отражали бы волю националистов. тут вопрос не о радикальном национализме и нацизме, а о здоровом национализме. Жириновскому отдал голос только из-за того, что он единственный, кто в своей программе акцентирует внимание на РУССКОМ народе, а не на мифическом российском. но и при этом его программа далека от националистических амбиций. 05.03.12 15:27
Валерий Леонтьев
•
так это в нашем регионе, а на кавзаке он говорит о "Сильный Кавказ", а в Туве "Тувинцы бла-бла-бла". 05.03.12 16:13
i_dozi
•
не в защиту жирика, но ты видимо рядом был в это время. а так, мне все-равно. если ты хочешь меня убедить, что я зря за него голосовал, то не получится. я повторяюсь, что голосовал не ЗА кого-то, а ПРОТИВ путина 05.03.12 17:16
Валерий Леонтьев
•
рядом не стоял, но погугли его агитацию по регионам. я бы вообще за реализацию проекта "Венера" голосовал бы, но вы меня опять сраным анархо-синдикалистом обзовете.
•
и зачем вводить систему ценностей, если она уже введена? ну по крайней мере у верующих. 05.03.12 18:35
Валерий Леонтьев
•
1. ты вообще о чем? 2. если о верующих говорим, то я мало (крайне мало) встречал людей, которые не прогибали бы веру под свои нужды и реалии. 3. мир меняется, мы должны измениться, наша система ценностей должна измениться. так в природе есть, против нее не попрешь. 4. любой кандидат сегодня у нас в любом случае проигрыш, да же ультра правы радикал националист, все они предлагают одну и ту же модель под разными соусами. проблема в самом подходе, прибыль диктует нам, а не эффективность, желание заработать преобладает над желанием трудиться.
•
просто, я потратил на изучение информации о "венере" порядка 8 часов. у тебя ушло 29 минут и ты сделал выводы. 06.03.12 01:18
i_dozi
•
единственный вывод, который я сделал и без прочтения о Венере, и даже не зная о его существовании - это то, что система ценностей, по которой стоит жить, уже существует. а придумывать обходные системы для сгнившего общества в поисках новых систем ценностей - мое мнение от нечего делать. заняться больше нечем. 06.03.12 07:53
Валерий Леонтьев
•
а вот если бы прочитал, то узнал бы что не новую систему ценностей предлагают (религия вообще как таковая тут не при чем) а изменить, сдвинуть парадигму.
•
и да, существующие системы ценностей не работают в современных реалиях, но я одного не пойму, как православная система ценностей поможет поднять экономику или лоббировать новые источники энергии? 06.03.12 09:57
i_dozi
•
система ценностей не этими вещами занимается, как я думаю. система ценностей - это моральная составляющая. поднятие экономики - материальная. и почему ты так напираешь на Православие? других религий не существует ? или у тебя комплекс какой-то? может поп тебя обидел ? 06.03.12 13:56
Валерий Леонтьев
•
не, ну про православие ты просто первый поднял тему и про систему ценностей то же. 06.03.12 14:37
i_dozi
•
я поднял тему про верующих. ты бы перечитал на самом деле. или верующие у тебя тока с Православными ассоциируются? мне кажется, это какая-то навязчивая идея у тебя. не ищи в христианах зло человечества. 06.03.12 14:45
Валерий Леонтьев
•
в любом случае, не могу понять при чем здесь вера. 06.03.12 15:06
i_dozi
•
в любом случае не систему менять надо, а людей. причем каждый сам себя должен менять. 06.03.12 16:15
Валерий Леонтьев
•
так я и написал, что из всего, что сейчас предлагается, я вижу реальным только вот этот проект "Венера", который предлагает не мифическое что-то ,а вполне реальные вещи,но проблема в том, что это не эволюционный скачок, а революционный, само сознание людей пока не может понять, что можно без денег и без правительства существовать.
а все политики сегодняшние, которые представлены, они предлагают по факту одно и то же, разница только в том, какой класс они представляют. 06.03.12 17:49
i_dozi
•
мне мнение Еремы интересно было бы прочитать. 06.03.12 17:50
i_dozi
•
чёто я не догоняю . кто спиздил ерёму и откуда? 09.03.12 11:44
вялый
•
Мнение Еремы на какой вопрос? Ерёму никто не спиздил. у меня трудности были небольщие с машинами с люстрами и около того) я здесь) 09.03.12 13:03
ерёма